Новости и объявления по ЕГЭ и ОГЭ 2017 для учеников и родителей Городского классического лицея г. Кемерово.

вторник, 27 декабря 2016 г.

VIII областная олимпиада историко-правовая олимпиада на иностранных языках

25 декабря на базе КемГУ состоялась VIII областная олимпиада историко-правовая олимпиада на иностранных языках. В этом году она была посвящена 10-летию принятия Конвенции о правах инвалидов. МБНОУ «ГКЛ» представил две команды- на английском и немецком языках. Олимпиада на иностранных языках проводится в открытом формате, скорее напоминая интеллектуальный фестиваль, ведь все команды ( в этом году их было 19) имеют возможность общаться друг с другом. Лицейские команды выступили очень достойно, получив Грамоту за лучший блиц ( самый сложный и эмоционально напряженный вид состязания) от Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области Н.А. Волкова, а также Грамоты за хорошее владение иностранными языками. Кроме того, жюри отметило Владимира Ткалича (11 Г), получившего награду за индивидуальные достижения. Наши команды, готовясь к олимпиаде, рассматривали проблемы, связанные с правом инвалидов на образование. Изучив документы, они пришли к выводу, что Конвенция констатирует наличие «барьеров», мешающих социализации инвалидов. Внешние барьеры имеют технологический характер и могут быть решены путём развития «доступной среды», «разумного приспособления» и «ассистивных технологий». Для этого требуется «государственная воля», заинтересованность бизнес-сообщества и активность самих инвалидов, которые могут обозначить «зоны недоступности» в сфере образования. Уже хорошо известен набор «ассистивных технологий» в сфере образования. Например, для лиц с нарушениями зрения предлагаются следующие средства: сканирование текста с речевым выводом, экранные лупы (увеличители), программы чтения информации с экрана, голосовые калькуляторы, синтезатор речи по тексту, брайлевские дисплеи и принтеры, тифлокомпьютеры для незрячих. Для учащихся с нарушениями слуха имеется возможность использования таких средств и устройств, как слуховые аппараты, фильмы с субтитрами или сурдопереводом; для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата – отслеживание головы, направления глаз, ножные манипуляторы-мыши, устройства перелистывания книг, виртуальные клавиатуры.



Таким образом, образовательное пространство России модернизируется в направлении доступности и инклюзивности.
Гораздо сложнее преодолеваются «внутренние психологические барьеры». Ведь со времён СССР доминировал «медицинский подход» к инвалидам и их образованию: с целью оказания медпомощи и образования таких людей создавались специальные («закрытые») учреждения. Сегодня же Конвенция ориентирует на инклюзивное образование. Есть взаимные психологические проблемы:
1. Со стороны учителей школ и преподавателей вузов есть переживание «чувства вины» перед инвалидом, особенно острое именно в среде интеллигентных людей с высокими моральными принципами и развитым чувством эмпатии. Это ведёт к психологическому дискомфорту на занятии и снижении требований к учащемуся-инвалиду.
2. Со стороны инвалидов ощущается «чувство стеснения», что мешает именно инклюзивному образованию. Ведь Конвенция исходит из того, что именно оно полноценно и приоритетно, оно способствует социализации. Домашние и дистанционные формы не так эффективны в достижении цели самореализации инвалида в обществе.
Назовём лишь два средства по снятию названных «внутренних проблем». На телевидении Кузбасса еженедельно (по средам) выпускается программа «Доступная среда», построенная на реальных примерах успешного взаимодействия инвалидов с обществом. Она позволяет постепенно снять существующее отчуждение.
В Кемерово работает «Дом-студия «Апельсин»», которой руководит Марина Владимировна Коломеец. Она является членом Союза художников России, Союза архитекторов России при этом перемещается в инвалидной коляске. Десятки детей приобщились к изобразительному искусству, посещая занятия в её квартире, ставшей домом-студией. Многочисленные выставки самой художницы и её учеников ежегодно проходят в Кузбассе, в частности экспозиция регулярно работает из в МБНОУ «ГКЛ».Важно, что Марина Владимировна учит детей не только искусству живописи, но и искусству достойного общения с инвалидами. Встречи с ней воспитывают человека, для которого положения Конвенции о правах инвалидов понятны и естественны.
Сохраняются и проблемы, препятствующие реализации права инвалидов на образование:
  • Здания большинства образовательных учреждений Кузбасса построены без учёта требований доступности, универсальности дизайна. Поэтому «разумное приспособление» к ним вряд ли применимо, так как потребует чрезмерных затрат.
  • Учителя школ и преподаватели вузов в большинстве не владеют специальными языками, позволяющими наладить коммуникацию с инвалидами. В связи с этим учащийся вынужден «читать по губам» или пользоваться лишь напечатанными материалами.
  • Россия не подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, тем самым не создала механизма прямого обращения в Комитет по правам инвалидов и формально избегает процедуры международных расследований случаев нарушений прав инвалидов. Такой «механизм контроля» мог бы быть полезен, ведь, согласно Конституции, Россия – правовое государство, что предполагает взаимную ответственность государства и личности.
Итак, в России предпринимаются шаги по практической реализации права инвалидов на образование. Усилия ООН по обеспечению достойной жизни каждого жителя Земли приносят свои плоды. МБНОУ «ГКЛ» своим участием в олимпиаде тоже внес свой посильный вклад в решение проблем, связанных с правами инвалидов.

На историко- правовой олимпиаде присутствовали журналисты, фотографы. Участие наших команд в олимпиаде освещали ребята из телестудии «Лицей- Live».






Комментариев нет:

Отправить комментарий